Архетипы Юнга

Архетипы Юнга

Карл Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, “первичных моделей”). Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.
В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородии и зависимость.

Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности “Я”. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

Персона
Персона (от латинского слова “persona”, обозначающего “маска”) — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает большое значение, то человек может стать не глубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

Тень
В противоположность той роли, которую играет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные стороны. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция этого состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в тоже время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

Анима и Анимус
В архетипах анимы и анимуса выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону; в то время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчины и женщины, вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, до некоторой степени, “феминизировались” в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же, как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

Самость
Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованны все другие элементы.

Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни. Основным символом архетипа самости является мандала и её многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство “Я”, символически выраженные в завершенности фигур, вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души — сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип Самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого “Я” требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.
http://goodworkstudios.ru/components/com_agora/img/members/13/mini_UR5fpzYfPWM.jpg

Тени указывают на Солнце.

St.
Странник
ranks
useravatar
Offline
58 Сообщения
Информация о пользователе в сообщениях
Администратор отключил публичную отправку сообщений

Re: Архетипы Юнга

так интересно описанно. Получается можно ли назвать архетип эгрегором или это больше всего программа на которую реагируют и работают люди?
А если не вдаваться в архетипы а просто быть не частью а просто скажем наблюдать и "работать" с ней со стороны.
Мне больше всего понравилась самость и мандала!

rodnaya dusha
ranks
useravatar
Offline
119 Сообщения
Информация о пользователе в сообщениях
Администратор отключил публичную отправку сообщений

Re: Архетипы Юнга

Архетип это не эгрегор. Эгрегор это эзотическое понятие, если его попробовать перевести на юнгианский язык - то ближе всего - массовая идея, которая доминирует над множеством людей.
Архетип же это некая структура в психике человека, которая первопричинна и из элементов  которой психика формируется.
Юнг сравнивал Архетип с руслом реки. Оно задает направление для воды. А архетип - для психических процессов. В анализе юнгианском мы работаем не с архетипами напрямую, а с архитепическими образами их в психике.
Еще можно понять Архетип как психическую составляющую инстинктов, в том плане что и те и другие свойственны человеку от рождения, но инстинкты физиологичны, архетипы психологичны.
Самость для тебя так важна, т.к. духовно ориентирована сама по себе.
Но Юнг советует и Тень не забывать, а дружить с ней)

Помощь психолога: http://goodworkstudios.ru/psychology-services.html
.

Психолог
Илья
Администратор
ranks
useravatar
Offline
506 Сообщения
Информация о пользователе в сообщениях
Администратор отключил публичную отправку сообщений

Re: Архетипы Юнга

Понятно, спасибо!

rodnaya dusha
ranks
useravatar
Offline
119 Сообщения
Информация о пользователе в сообщениях
Администратор отключил публичную отправку сообщений

Re: Архетипы Юнга

Ну с Тенью дружить не очень хочется)

rodnaya dusha
ranks
useravatar
Offline
119 Сообщения
Информация о пользователе в сообщениях
Администратор отключил публичную отправку сообщений

Re: Архетипы Юнга

Не хочется, а надо) ведь это часть тебя. Иначе себя отрицаешь.

Помощь психолога: http://goodworkstudios.ru/psychology-services.html
.

Психолог
Илья
Администратор
ranks
useravatar
Offline
506 Сообщения
Информация о пользователе в сообщениях
Администратор отключил публичную отправку сообщений

Re: Архетипы Юнга

Что такое <a href=https://www.linkedin.com/pulse/что-такое-рамные-леса-рин-строй/>леса строительные рамные лрсп 40</a> - временное вспомогательное сооружение для размещения рабочих и материалов при выполнении строительных, монтажных и других работ. Применяются как снаружи, так и внутри здания. Чаще всего строительные леса собираются из унифицированных металлических и деревянных элементов.

Guest
Гость
useravatar
Offline
Сообщения
Информация о пользователе в сообщениях
Администратор отключил публичную отправку сообщений

Информация

Статистика форума:
 
Всего тем:
851
Всего опросов:
0
Всего сообщений:
16778315
Бездействующий:
Информация о пользователе:
 
Всего пользователей:
57
Последним зарегистрировался:
skillfulghoul1

Самые активные пользователи: 
Психолог, Аналитик, runner, belya, GWS, saturn, rodnaya dusha, Analytic
Онлайн: 
Нет пользователей онлайн

Легенда форума:

 Тема
 Новый
 Закрытая
 Прикрепленная
 Открытая
 Новая/Открытая
 Новая/Закрытая
 Новая/Прикрепленная
 Закрытая/Открытая
 Открытая/Прикрепленная
 Прикрепленная/Закрытая
 Прикрепленная/Открытая/Закрытая

СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАКЛАДКИ:

Все материалы сайта

Профиль пользователя

Not Available to Guests

Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов
russian wives homepage counter счетчик сайта