Home ПСИХОЛОГИЯ БУДДИЗМА
ПСИХОЛОГИЯ БУДДИЗМА

Раздел посвящен буддизму, особый акцент делается на анализ психологических аспектов Учения Будды Шакьямуни, психологических принципов, методов, практик, применяемых различными традициями буддизма.



Взаимозависимость

Печать PDF
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

ВзаимозависимостьВзаимозависимость. 12 звеньев взаимозависимого возникновения

В чем причина всех проблем? Что нужно изменить, чтобы получить благоприятное следствие?

Современная практическая психология на тему причин психологических проблем имеет разные точки зрения.  Одни считают, что причины таятся в неправильном мышлении, другие, что в телесных зажимах и блоках, третьи валят на бессознательное, изначальные архетипы, воспоминания, субличности, связи мозга, неудовлетворенные потребности… Есть теории, предполагающие возникновение проблем за счет социума, есть такие, в которых проблемы создаются воспитанием, и т.п.

Соответственно, и подходы к лечению, в разных направлениях отличаются. Я считаю, что психолог должен ориентироваться во всех подходах. И не секрет, что психология весьма молодая наука, вышедшая из философии. Так почему бы не исследовать древний взгляд на причины проблем, описанный в буддизме 2500 лет назад?

А в нем есть, что исследовать. Концепция 12 звеньев взаимозависимого возникновения детально и последовательно излагает откуда возникают причины, и дает понимание, что нужно делать, желая избежать негативных последствий.

«Ананда, монах знает так: «Когда есть это, то возникает то. С возникновением этого, возникает и то. Когда этого нет, то не возникает и того. С прекращением этого прекращается и то. То есть:

- С невежеством как условием, формирователи [возникают].

- С формирователями как условием, сознание [возникает].

- С сознанием как условием, ментальность-и-материя [возникает].

Обновлено 09.11.2018 00:06 Подробнее...
 

Сценарий жизни: Сиддхартха

Печать PDF
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Сценарий жизниСценарий жизни: Сиддхартха

Все ли мы живем по программе, по сценарию, по воле судьбы? Как разорвать порочный круг сценария и стать свободным?

В этой статье я бы хотел затронуть тему сценария жизни, рассмотрев его на примере Сиддхартхи Гаутамы, известного как Будда.

В психологии (ТА), сценарий жизни - это неосознанный жизненный план, формирующийся с детства, подкрепляемый последующими поступками. Это линия поведения, идущая красной нитью через всю жизнь человека.

Сиддхартха родился царевичем, в Индии, впитал в себя культуру индуизма. Отличительной особенностью индуизма является система каст. Это значит, что, рождение в определенной семье с определенным статусом накладывает на всю жизнь сценарий этого статуса. Основных касты четыре – брахманы (учителя, мудрецы), кшатрии (воины, правители), вайшьи (торговцы, купцы, ремесленники), шудры (разнорабочие, крестьяне). Есть еще каста неприкасаемых, тех, которые не участвуют в социальной системе, изгои общества, одна тень которых может существенно испортить карму (по индуистским воззрениям).

Сиддхартха Гаутама родился в касте кшатриев, и Царь всячески желал посадить своего сына на трон. Мудрецом было предсказано, что Гаутама станет либо великим гуру, либо правителем. И все усилия царя были направленны, чтобы он стал правителем. У Сиддхартхи был двоюродный брат Девадатта, который очень мечтал взойти на трон и всячески конкурировал с Гаутамой. Тот же напротив был миролюбивым, не злобным, искусным во всем, но не желавшим причинять вред другим существам. Иными словами, Гаутама не был кровожадным воином, не проявлял качеств властного правителя, всего того, чего хотелось его отцу.

Обновлено 09.11.2018 00:06 Подробнее...
 

Семейная пара

Печать PDF
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Семейная параСемейная пара  (психология буддизма в семейной жизни)

Что, если бы Солнце решило светить только для себя? Что, если бы океан определял кому давать воду, а кому нет, исходя из личных предпочтений? Что, если бы воздух заходил в легкие только тем, кому симпатизирует?

Говоря о семье, обычно подразумевают людей, которые заботятся друг о друге, которые могут поставить на первое место благо другого человека, а не свое собственное. Так мать заботится о ребенке, муж о жене, жена о муже. Но это идеальный вариант, на практике случаются ссоры, разводы, ужасные конфликты.

В этой статье я решил исследовать какие модели буддийской психологии могут помочь в налаживании счастливой семейной жизни.

В буддизме выделяют три типа страдания – первое связано с непосредственными болезнями, дискомфортом, неудовлетворенностью. Второе это страдание перемен, связанное с потерей желаемого, например, достатка или удовольствия, старением и т.п. Третье это извечное страдание, связанное обусловленностью бытия причиной и следствием, омрачениями ума, которые мы порой не замечаем, но которые являются страданием по сравнению с состоянием ясного ума, или состоянием просветления.

В семейной жизни обычно встречаются первые два типа, но больший акцент я бы сделал на страдании перемен. Почему? Чаще всего семья образуется из-за взаимного влечения друг другу, влюбленности, любви. Романтический период рисует радужные картины будущего счастья, мир в розовых тонах. Спустя год другой что-то меняется, и действительность подкрашивается в серые тона. Влюбленные начинают переживать страдание перемен, а именно, что те вещи, которые доставляли удовольствие уже не таковы. В этот период люди могут стремиться сохранить былое, цепляются за прошлое, делают усилия, чтобы удержать семью, начинают переживать кризис за кризисом. И было бы хорошо понять, какие психические аспекты можно подкорректировать в такие кризисы.

Обновлено 09.11.2018 00:06 Подробнее...
 

Восьмеричный путь

Печать PDF
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Благородный восьмеричный путь в буддизме Благородный восьмеричный путь в буддизме (с точки зрения современной психотерапии)

Мне стало интересно разобраться, почему Будда предложил именно Восьмеричный Путь, и как он соотносится с современными взглядами психотерапии на план и курс лечения. И да, я рассматриваю учение Будды как психологическое, а именно практическую психотерапию. Недавно смотрел видео с монахиней Робиной Куртин, и она выдала: «Будда — это ваш когнитивный психолог».

Я с ней согласен, потому, что, изучая буддийские модели без мистицизма и религиозности, а с точки зрения, психологической полезности, вижу в них огромную глубину и потенциал! Кэролайн Брейзиер, в своей книге «Буддийская психология» рассказывает, что на западе есть даже буддийские психотерапевты, которые успешно помогают людям, опираясь на Дхарму (Учение) Будды.

Хочется сразу привести понятный пример. Возьмем понятие кармы. И чего только мистического с ней не отождествляют. А если разобраться, в буддизме карма = намеренное действие, волевое действие тела/речи/ума, оставляющее отпечаток в памяти. Когда буддийские учителя на английском говорят про отпечаток, они говорят Imprint. Я изучал транзактный анализ, и мы проходили импринт и импринтинг.

Обновлено 09.11.2018 00:05 Подробнее...
 

Совокупность процессов

Печать PDF
(1 голос, среднее 5.00 из 5)
Буддизм Совокупности процессов пяти скандхБуддизм: Совокупность процессов пяти скандх
В буддизме личность рассматривается как 5 психических совокупностей (5 скандх):

«Что такое, вкратце, пять групп привязанности? Это материальность, чувство, восприятие, (умственные) конструкции и сознание.»

Рассмотрим 5 совокупностей не как отдельные элементы психики, а во взаимосвязи, как циклический процесс создания личного «я», состоящего из 5 стадий.

Махасатипаттхана сутта:
«Каким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума пяти групп привязанностей?
При этом монах мыслит:
«Это – материальная форма; это – возникновение материальной формы; это – исчезновение материальной формы.
Это – чувство; это – происхождение чувства; это – исчезновение чувства.
Это – распознавание; это – возникновение распознавания; это – исчезновение распознавания.
Это – конструкции; это – возникновение конструкций; это – исчезновение конструкций.
Это – сознание; это – происхождение сознания; это – исчезновение сознания».

1. Материальная форма (Рупа)

«Это – материальная форма; это – возникновение материальной формы; это – исчезновение материальной формы. »

Из слов Будды становится ясно, что речь идет не о материальном теле, состоящем из 4-х элементов. Контекст возникновение-исчезновение относится к состоянию сознания. То есть это контакт с формой, когда она достигает органов чувств, возникает в сознании, в уме монаха. По сути это образ, воспринятый извне органами чувств, или посредством воображения. 
Когда форма представляется как самосущая, она наделяется реальностью, и реакция на нее идет как на настоящую (вспомните ломтик лимона и отделение слюны).
Обновлено 09.11.2018 00:04 Подробнее...
 


Страница 1 из 2

СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАКЛАДКИ:

Все материалы сайта

Профиль пользователя

Not Available to Guests

Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов
russian wives homepage counter счетчик сайта