Home ПСИХОЛОГИЯ БУДДИЗМА Сценарий жизни: Сиддхартха

Сценарий жизни: Сиддхартха

Печать PDF
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Сценарий жизниСценарий жизни: Сиддхартха

Все ли мы живем по программе, по сценарию, по воле судьбы? Как разорвать порочный круг сценария и стать свободным?

В этой статье я бы хотел затронуть тему сценария жизни, рассмотрев его на примере Сиддхартхи Гаутамы, известного как Будда.

В психологии (ТА), сценарий жизни - это неосознанный жизненный план, формирующийся с детства, подкрепляемый последующими поступками. Это линия поведения, идущая красной нитью через всю жизнь человека.

Сиддхартха родился царевичем, в Индии, впитал в себя культуру индуизма. Отличительной особенностью индуизма является система каст. Это значит, что, рождение в определенной семье с определенным статусом накладывает на всю жизнь сценарий этого статуса. Основных касты четыре – брахманы (учителя, мудрецы), кшатрии (воины, правители), вайшьи (торговцы, купцы, ремесленники), шудры (разнорабочие, крестьяне). Есть еще каста неприкасаемых, тех, которые не участвуют в социальной системе, изгои общества, одна тень которых может существенно испортить карму (по индуистским воззрениям).

Сиддхартха Гаутама родился в касте кшатриев, и Царь всячески желал посадить своего сына на трон. Мудрецом было предсказано, что Гаутама станет либо великим гуру, либо правителем. И все усилия царя были направленны, чтобы он стал правителем. У Сиддхартхи был двоюродный брат Девадатта, который очень мечтал взойти на трон и всячески конкурировал с Гаутамой. Тот же напротив был миролюбивым, не злобным, искусным во всем, но не желавшим причинять вред другим существам. Иными словами, Гаутама не был кровожадным воином, не проявлял качеств властного правителя, всего того, чего хотелось его отцу.

Здесь мы видим с одной стороны то, что называется сценарием – детское воспитание, при котором Гаутаму ограждали от контакта со страданиями, приказы отца быть сильнее, более воинственнее. С другой стороны, склонности Сиддхартхи к миролюбию, любви к размышлениям, философии, медитации.

Очевидно, что в таком положении, у него назревал внутренний конфликт между тем, что он хочет, и тем, что ему надо делать, согласно обязанностям его касты.

Конфликт достигает кульминации, когда уже юношей, Гаутама встречается в первые в своей жизни со старостью, болезнью, смертью. Тогда он понимает, что жизнь наполнена страданием, и что жизнь не такая, как представлена в его дворце.

Не знаю, что было на душе у него на самом деле, но я бы предположил, что бунтарские тенденции по отношению к нормам своей касты, которые он проявлял до этого, достигли кульминации. В этот момент «хочу» победило над «надо», и он ушел из дворца, став аскетом.

Царь и до этого боялся, что царевич станет аскетом, т.к. Гаутама проявлял аскетические качества.

Противоположность изначальному сценарию называется контрсценарием. Контрсценарий это еще не свобода от сценария детства, это акт противопоставления сценарным ценностям, тех ценностей, которые им противоположны.

Насилию, предписываемому кшатриям, Гаутама противопоставляет не причинение вреда. Роскоши дворца – аскетизм. Разврату и удовольствиям – воздержание, жизнь на подаяние, изнурение тела, бродяжничество. Нормам и правилам, диктующим то, кто он есть – медитацию, в которой стремится познать «кто я есть на самом деле».

Следуя сценарию, Сиддхартха учился как быть кшатрием, его принуждали к этому. В контрсценарии он стал стремиться не быть кшатрием.

У него на тот момент не было 100% идентичности, согласованной внутренне и внешне. Не зная кто он настоящий, но зная, что не хочет быть царевичем, в этом контрсценарии он искал себя.

Шли годы, он обошел разных гуру, исследовал множество йогических методов, годами мучал себя до полусмерти, но так и не нашел ответ на свой вопрос.

Затем к нему пришло понимание, что как роскошь крайность, так и самоистязание - это крайность. Он насытил свое тело, сел под деревом бодхи и решил медитировать пока не достигнет просветления.

В современном транзактном анализе, состоянию, свободному от сценария жизни (и контрсценария) противопоставляется состояние автономии. Под автономией подразумевают три развитых качества – осознанность, спонтанность, интимность. Самое печальное в этом понятии, что якобы совсем от сценария избавиться невозможно. Психология считает, что человек совсем без сценария жить не может, но есть возможность его трансформировать - минусы в плюсы, интегрировать разрозненные части в более-менее целое, не имеющее психологических проблем.

Достижение Сиддхартхой Гаутамой, через 6 лет медитации, состояния просветления, когда он осознал себя Буддой – я бы однозначно трактовал, как избавление от жизненного сценария (и контрсценария).

Этому свидетельствует дальнейшие жизнь и учение Будды – он смог вернуться к своим родным, уже с иной позиции, он смог больше не впадать в крайности, он стал целостной личностью, и открывшейся ему мудрости люди удивляются и по сей день.

Правда, есть одно отличие просветления Будды от состояния автономии, описанного в психологии. Психологи зациклены на «я». И в их картине мира, если «я» имеет качества спонтанности, осознанности, интимности (близости, искренности), то все в порядке.

Определенно, Будда проявлял эти качества – он был вне всякого сомнения осознан, он был честен с собой и миром (искренность это и есть качество интимности (см. ТА)), он был спонтанен, т.к. действовал исходя из настоящего момента, не обусловленного прошлым.

Есть, однако, еще ряд качеств, которые в нем были (полный список в сутрах), главным из которых является отсутствие фиксации на «я». В буддизме описано, что именно цепляние за самостность, эгоистичное воззрение, за веру в себя, как «неизменное неделимое я» - и есть корень невежества, которое отделяет от мудрости, ясности ума.

Для сравнения психологии западного подхода с восточным, давайте себе представим эгоиста с развитыми качествами автономии. У меня рисуется образ ниндзя, который спонтанно реагирует на угрозу, осознанно ждет врага, и он честен со своим предводителем, предан ему. Но при этом он не Будда, т.к. цепляется за «я ниндзя, член этого клана и т.п.». И даже в этом образе, мне кажется, развитость этих качеств относительна.

Если у вас возник другой образ, пример абсолютной автономности – напишите в комментариях.

В заключении, хотел подчеркнуть, что с точки зрения буддизма, настоящая спонтанность невозможна пока есть цепляние за "я". Тотальной близости и искренности мешает цепляние за "я", эгоизм. Абсолютная осознанность не возникнет пока ум привязан к образу постоянного "я".

На этом пока все, развивайте автономию, становитесь буддами – кому что ближе :)

Читать книгу Архипов И. О. "Буддизм и психология медитации"

Автор: Архипов Илья, психолог



Обновлено 09.11.2018 00:06  

СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАКЛАДКИ:

Все материалы сайта

Профиль пользователя

Not Available to Guests

Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов
russian wives homepage counter счетчик сайта