Home ТЕЛЕСНАЯ ТЕРАПИЯ
ТЕЛЕСНАЯ ТЕРАПИЯ

Психология GOOD! представляет раздел Tелесная терапия! Телесно-ориентированная психотерапия - направление психотерапии, работающее с проблемами и неврозами пациента через процедуры телесного контакта.



Работа с телом

Печать PDF
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Работа с теломМетафорический подход к работе с телом. Работа с те­лом на языке сознания в телесно-ориентированной психо­терапии чаще всего называется работой с использованием телесных метафор. Ее главным отличием от работы с телом на языке тела является то, что любое упражнение, исполь­зуемое в терапии, и любое предлагаемое клиенту взаимо­действие рассматриваются не просто как некое телесное действие или взаимодействие, а как модель — или как метафора — того или иного типа действий или взаимодействий в обычной жизни. Соответственно, работа со спецификой выполнения того или иного упражнения клиентом стано­вится работой с «прототипом» этого упражнения.

При таком взгляде на работу с телом мы сталкиваемся с необходимостью поточнее разобраться с самим понятием метафоры. До сих пор мы с вами имели дело с понятиями, достаточно очевидными в их бытовом смысле и поэтому не нуждавшимися в  подробном и дотошном  рассмотрении, либо проводили аналогии между терминами, принятыми в телесно-ориентированной психотерапии, и физическими либо физиологическими понятиями. Термин же «метафо­ра» является одним из самых употребляемых в современной психотерапии — и вместе с тем одним из самых неопределенных. Еще менее понятно, что такое телесная метафора, хотя пользуются ею в работе отнюдь не только телесно-ориентированные психотерапевты. При этом само по себе использование телесных метафор является достаточно обширной областью телесно-ориентированной психотерапии. Поэтому, прежде чем говорить о том, что же та­ кое психотерапия с использованием телесных метафор, нам представляется необходимым прояснить само понятие метафоры.

Понятие метафоры в психотерапии. В многочисленных статьях на эту тему исследователей самых различных отраслей научного знания имеется достаточное количество определений метафоры. С одной стороны, все они не слиш­ком противоречивы, но с другой, как уже упоминалось, не претендуют на строгость. Понятием метафоры занимают­ся филологи, философы, психологи, психотерапевты, соци­ологи, кибернетики и пр. Мы не будем приводить все обна­руженные нами определения интересующего нас понятия, но попытаемся взять из каждого из них то, что нам кажется важным включить в конечное  определение.

С социологической точки зрения, метафора — это ин­формационный канал, связывающий два отделенных друг от друга мира. Легко заметить, что это определение мета­ форы само по себе является метафорой. Кроме того, потря­сающий смысл оно приобретает именно с точки зрения психотерапии — метафора в нем предстает тем самым же­ланным способом установления контакта с клиентом, при котором и психотерапевт, и клиент имеют возможность не отказываться от своей собственной языковой индивидуаль­ности в угоду нахождению общего языка. Если вспомнить знаменитые круги Л.Эйлера, то психотерапевтическую метафору в  социологическом понимании можно  рассматривать либо как зону пересечения кругов, один из которых является обозначением внутреннего мира клиента, а дру­гой — внутреннего мира терапевта, либо как построение изначально не  существующей связи между кругами.

Обновлено 08.08.2016 00:07 Подробнее...
 

Фельденкрайз

Печать PDF
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

ФельденкрайзМетод Фельденкрайза. Говоря о феноменологических подходах к категоризации телесной проблематики, нельзя не упомянуть про метод Моше Фельденкрайза, предназначенный для восстановле­ния естественной грации и свободы движений, которой обладают все маленькие дети.  М.  Фельденкрайз предлага­ет работать с целостными двигательными паттернами, что­ бы помочь человеку найти наиболее эффективный способ движения и устранить  ненужные мышечные  напряжения и неэффективные паттерны, которые вошли в привычку в течение многих лет. Специфика этого в своем роде воисти­ну уникального подхода в телесно-ориентированной пси­хотерапии обусловлена ярким своеобразием личности его автора — обладателя докторской степени по физике, со­здателя первой в Европе школы дзюдо, где обучение велось по его собственной системе. Когда перед ним встала задача реабилитации после тяжелой травмы, он со свойственной ему любознательностью глубоко ушел в психологию — и к своему изумлению обнаружил, что  ему  не  удалось найти ни одной книги, которая описывала бы реальный процесс телесного и личностного функционирования человека. В результате ему пришлось создавать собственную систему работы с телом как с отражением всей целостности про­цесса жизнедеятельности.

По его мнению, всякая человеческая деятельность про­ ходит три  стадии.  На первой стадии ребенок учится   говорить, ходить, драться, танцевать естественным способом. Далее следует индивидуальная стадия, на которой многие люди развивают собственный, особый и личный способ выполнения действий, который появляется естественно. И, наконец, наступает третья стадия — стадия изучаемого метода, на которой какое-то действие выполняется в соот­ветствии с определенной системой или особым методом и перестает быть естественным.

Обновлено 04.08.2016 23:08 Подробнее...
 

Танатотерапия

Печать PDF
(2 голоса, среднее 5.00 из 5)

ТанатотерапияБазовые проблемы в телесно-ориентированной психо­терапии. Одна из известных в нашей стране категориза­ ции телесной проблематики принадлежит создателю ме­тода танатотерапии, психологу В. Баскакову. Эта класси­фикация известна под названием базовых проблем телесно-ориентированной психотерапии. Основана  она на описании наиболее типичных психологических про­блем и соотнесении их с определенными частями  человеческого тела,  где они,  по мнению автора классификации, «проживают».

Таких базовых проблем В. Баскаков выделяет четыре — сверхконтроль, проблема контактов, сексуальные пробле­мы и проблема опор.

Сверхконтроль. Эта проблема, как легко догадаться, су­ществует в голове человека и воплощает в себе избыточ­ный самоконтроль. Бессмысленно доказывать необходи­мость самоконтроля в социальной жизни человека — в сущ­ности, это вообще единственный механизм, способный обеспечить адаптацию в обществе. Именно в действии са­моконтроля проявляется такое глобальное умение челове­ка,  как умение совершать произвольные действия.

Но тогда чем же сверхконтроль отличается от самоконт­роля и что в нем, собственно говоря, плохого? Оказывает­ся, все очень просто. Самоконтроль — всего-навсего инст­румент, то есть некая способность, от использования кото­рой человек может отказаться в любой момент, как только надобность в ней будет исчерпана. То есть в определенной ситуации человек говорит себе: «Будь внимателен и думай, что говоришь и что делаешь» — и ему это действительно удается. Затем ситуация меняется, он оказывается среди родных и понимающих его людей, и это вполне позволяет человеку отказаться от избыточной сдержанности. Инст­румент исправен.

Сверхконтроль же — он потому и «сверх», что отклю­чить его не удается даже в случае крайней необходимости. Женщина только что спорила со своим мужем, и сдержан­ность была ей необходима, дабы не дать волю сиюминут­ному раздражению. Но вот спор окончен, супруги оказы­ваются в постели — самое время отключить любой конт­роль... Но — не тут-то было. Прежняя сдержанность работает как сломанный выключатель, в любом положе­нии которого свет продолжает гореть.

Обновлено 14.07.2016 21:18 Подробнее...
 

Вильгельм Райх

Печать PDF
(1 голос, среднее 5.00 из 5)

Вильгельм РайхОсновные положения вегетотерапии Вильгельма Райха

Вильгельма Райха можно считать пионером феноменологического подхо­да в телесно-ориентированной психотерапии (как, впро­чем, и во  всей телесно-ориентированной психотерапии). В качестве основного принципа своего подхода он посту­лировал работу не с заявленной клиентом (в его термино­логии — пациентом) проблемой, а с состоянием опреде­ленной зоны в теле, являющейся материальным субстра­том этой проблемы.

Мы с вами помним, что, по идее Райха, оргонная энергия в норме беспрепятственно протекает вдоль нашего тела, пе­рераспределяясь исключительно для совершения каких-то определенных действий, адекватных реальным внешним условиям. Но ее нормальное движение осложняется тем, что в нашем теле существует три биологических возбуждения, проявления которых являются нежелательными с точки зре­ния социума и потому всеми возможными способами блоки­руются. Начиная с раннего детства, под воздействием роди­телей и прочих значимых взрослых человек привыкает к тому, что эти три возбуждения — гнев (и его вариации — ярость, раздражение, агрессию и пр.), тревожность (страх, испуг, ужас и т. д.) и сексуальное возбуждение необходимо всячески сдерживать,  не  позволяя им проявляться.

И приучают каждого человека к этому — как ни грустно — его собственные родители. Делается это просто. Представь­ те себе маленького ребенка, в первый раз в жизни — о ужас! — замахнувшегося на маму. С кем не бывает? Но если мама при этом превращается в разъяренную фурию, кри­чит на провинившегося агрессора, бьет его или иначе на­казывает, ребенок точно понимает только одно: когда я ТАК делаю, мама меня НЕ ЛЮБИТ. А что для крохотного чело­вечка может быть страшнее? А если это повторяется еще и еще раз? У ребенка не остается иного выхода, кроме как научиться больше никогда ЭТОГО не делать. И тело начи­нает ему помогать, потому что для маленького тельца страх

Обновлено 14.07.2016 21:21 Подробнее...
 


Страница 1 из 2

СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАКЛАДКИ:

Все материалы сайта

Профиль пользователя

Not Available to Guests

Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов
russian wives homepage counter счетчик сайта